воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Путь любви
(любовь — космическая сущность)

Наша философия отношений с Богом, идеал отношений с Богом, к которому мы стремимся как последователи Господа Чайтаньи, называется паракия-раса. Паракия-раса значит незаконные отношения двух возлюбленных. Иначе говоря, Господь Чайтанья провозгласил идеал того, что самое высшее отношение души к Богу это отношение даже не супругов, которые обвенчаны по закону, а отношение любовников, возлюбленных. Это паракия-раса. Естественно ее нужно правильно понимать.

Каким образом ведут себя возлюбленные в этом мире, если у них нет законых отношений, если они любовники? Они ведут себя очень осторожно. Они пытаются скрыть свои отношения, не выставляя их напоказ. Они прячут их внутри. Паракия-раса для нас с вами означает одну очень простую вещь. Высший идеал для любого последователя Господа Чайтаньи — это любовь. Любовь, как известно, не знает законов. Любовь по определению беззаконна. Любовь может нарушить любые законы. Ради любви можно солгать, ради любви можно сделать всё, что угодно. Но так как мы следуем за Господом Чайтаньей в этих отношениях паракия-расы, это значит, что внешне мы ведем себя очень строго в соответствии с законом. Мы как бы прячем глубоко внутри, за этим внешним строгим следованием законам, наши незаконные отношения с Богом. Мы не выставляем их напоказ, не говорим повсюду, что так как я возлюбленный Бога, мне всё позволено. Мы не пытаемся повсюду трубить об этом.

Паракия-раса для нас означает, что я прячу свою любовь к Богу. Внешне я живу в соответствии с очень строгими принципами праведности. Хотя на самом деле для человека, чьим идеалом является любовь к Богу, праведность не представляет такой уж большой ценности. Праведность это всего лишь элемент материального мира. Но я живу в очень строгом соответствии с принципами праведности, чтобы за этой ширмой спрятать свою любовь к Кришне.

Господь Чайтанья очень настаивал на этом. Он говорил, что люди ни в коем случае, под предлогом своей любви к Богу, не должны совершать никаких преступлений, никаких отклонений от дхармы. Они должны очень чётко следовать морали. Хотя мораль это не предел. Некоторые люди думают, что религия нужна только для того, чтобы следовать морали, что вера в Бога нужна только для того, чтобы человек придерживался каких-то принципов, боясь наказания Бога. На самом деле вера в Бога гораздо выше, чем любая мораль.

Однажды я разговаривал с одним человеком, антикультистом, который работает в отделе внешних сношений Русской православной церкви. В отличие от большинства антикультистов, он очень искренний человек. Он пришёл ко мне и стал говорить, что ваша главная ошибка заключается в том, что вы ставите Бога вне добра и зла. Бог для вас выше добра и зла, и соответственно отношения с Богом тоже выше добра и зла.

Я пытался ему объяснить простую вещь, что на самом деле Бог и есть выше добра и зла, потому что если мы спускаем Бога до полюса добра, значит, что мы выставляем кого-то, равноценного Ему, злого. Это значит, что мы низводим Бога до какого-то элемента этого мира и таким образом лишаем Его всемогущества. Бог находится за пределами добра и зла. И любовь к Богу тоже находится за пределами добра и зла, за пределами мирской морали.

Но он так и не понял этого. Ему трудно это понять, потому что он был слишком приучен к тому, что мир двухполюсный. На одном полюсе находится Бог и добро, на другом полюсе находится сатана и зло, и они постоянно сражаются друг с другом. Но это значит, что мы делаем относительным Бога. Тогда как Бог абсолютен. Абсолютен значит, что Он выше всего. Если Бог абсолютная истина, это значит что Он выше добра и зла.

Но Господь Чайтанья при этом, проповедуя паракия-бхаву, очень твёрдо настаивал на том, что мы, как Его последователи, ни в коем случае под предлогом незаконности нашей любви, под предлогом ее трансцендентности и высоты, не должны совершать никаких грехов в этом мире. Ни в коем случае. Мы должны строго придерживаться моральных норм. В сущности строго их придерживаться, значит просто быть самим собой. Потому что когда душа снимает с себя оболочки, когда она очищается от всего лишнего, наносного, то все эти качества сами проявляются у нее.

Если я ощущаю себя душой, то мне не нужно ничего другого, все у меня есть и все хорошие качества сами собой проявляются у меня. Мне не нужно придумывать себе каких-то качеств. Мне не нужно сверяться с книгами закона, каким образом я должен поступать в этом случае или в том случае. Сама душа приказывает и говорит мне, как поступать, как себя вести. По большей части эти законы отвечают самым строгим законам морали. Но в каких-то исключительных случаях человек может отойти от законов морали, потому что любовь, особенно любовь к Богу, выше морали.

Путь бхакти — это путь любви. Это не путь закона или скрупулезного следования каким-то правилам и принципам. Это путь очищения сердца через самое высокое. Естественно это не оправдание для того, чтобы мы нарушали принципы морали. Для начала принципы морали являются для нас костылями, с помощью которых мы можем приблизительно понять, как должна вести себя душа. Но когда я уже осознал себя душой, я могу отбросить эти костыли. Это не значит, что я буду нарушать законы морали. Нет. Я естественным образом буду жить в соответствии с высшими принципами морали. Таким образом бхакти отрицает все остальное, что ниже нее.

Если у человека есть только одно — чистое беспримесное бхакти, это значит, что он снял с себя все оболочки. Он снял с себя все одежды, которые он на себя одел и остался просто чистой душой. В чистой душе естественным образом проявляются все качества. Человеку не нужно ничего придумывать для себя. Если я просто чистая душа, всё остальное из этого следует: я буду себя вести как следует, я буду добрым, я не буду лгать, потому что мне незачем лгать, я буду терпеливым, потому что я не считаю, что мне кто-то что-то должен. Все остальные качества, какое бы мы не назвали, исходят или коренятся в одном этом положении: я — душа, моя главная обязанность — служить Богу. В этом заключается смысл моей жизни. Но для этого я действительно должен считать себя душой, причем на сто процентов.

Автор: ЕС Бхактивигьяна Госвами Махарадж (президент центра обществ сознания Кришны в России). Первоисточник:www.goswami.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий